Одно из частых заблуждений предпринимателей: «Все, что
связано с цифрами, любой показатель, который мне нужен, должен знать и считать
бухгалтер».
Бухгалтер — тот финансовый специалист, с которым
предприниматель (владелец или руководитель компании) сталкивается в первую
очередь. Он появляется в компании на самых ранних этапах развития бизнеса и
выполняет свои основные задачи по взаимодействию с контролирующими органами
(налоги, отчетность, регламентированная государством). И он совсем не обязан
считать, планировать, анализировать то, что не относится к его прямым
компетенциям, то есть управленческую отчетность и прочие финансовые и
нефинансовые показатели.
В итоге у руководителей небольших компаний возникают
нарекания в адрес бухгалтера: «Мой бухгалтер некомпетентен, этот отчет у него
неправильный, тот отчет не ведется. Бухгалтер не справляется. Предыдущего мы
уволили. Нового поставили. Ничего
не поменялось». Меняются
бухгалтеры, результат не улучшается.
Почему так?
Финансы — это не бухгалтерия. Финансы — это планирование,
управленческий учет, контроль и анализ реального экономического состояния
компании для управления ею.
Финансы — это все, что связано с деньгами компании
(планирование, учет, контроль, анализ). Функционал в области финансов компании
довольно внушительный, сгруппировать его можно по таким направлениям:
бухгалтерия и налоги, управленческий учет и отчетность, финансовое
планирование, финансовый анализ, финансовый менеджмент, финансовый контроль.
Кому из сотрудников делегировать подобные задачи? Это вопрос
любого руководителя компании.
Кто же отвечает за финансы в компании в целом?
Не спешите с ответом. Это не бухгалтер и даже не финансовый
директор. Отвечает за область финансов (внедрение системы учета и контроля, итоговые показатели деятельности,
отчеты и результаты компании, финансовые
решения) руководитель компании.
В малом бизнесе владелец компании и генеральный директор —
часто одно лицо. Даже если директор наемный, его нанимает владелец компании. Поэтому
в конечном итоге в качественной финансовой информации заинтересован владелец
компании, он конечный заказчик порядка в финансах.
Финансист (назовем так сотрудника финансового отдела) — это
наемный работник, который даст тот результат, который вы ему закажете и который
сможете принять.
Вы нанимаете, например, руководителя отдела продаж и
говорите: «Сделайте тысячу продаж в этом месяце» (или задаете целевой
показатель выручки 3 млн руб.) — то есть ставите задачу.
Если задачи отдела
продаж вам ясны, вы их понимаете и чувствуете как директор, то что вы скажете
финансисту? Какую задачу ему поставите?
Сделайте так, чтобы все считалось? Наведите порядок в
финансах?
Он не поймет. Почему
не поймет?
Неужели он сам не знает, что нужно сделать? Знает. Но его знание и
ваши потребности могут различаться. Его знания могут быть избыточны или
недостаточны для ваших потребностей. Да
и как вы поймете, что результат
достигнут?
Формулировка «у нас бардак, придите и сделайте порядок» не
сработает. А так обычно и происходит постановка задачи. Как следствие, налицо
отсутствие результата в компаниях малого и среднего бизнеса.
Вы можете поставить задачу так: составьте управленческую
отчетность, внедрите бюджетирование, выполните финансовый анализ, найдите
десять способов повысить прибыль компании и возьмите финансовый контроль на
себя.
Это уже более понятно.
А что конкретно? А конкретно вы хотите, чтобы в компании,
например, ежемесячно по заданной форме составлялись три финансовых отчета и
десять операционных отчетов, была разработана финансовая модель бизнеса и
велись бюджеты на год или с разбивкой по месяцам.
При такой формулировке результат понятен и прогнозируем,
остается только найти исполнителей с необходимыми компетенциями, чтобы его
реализовать.
Функция заказчика (собственника компании, генерального
директора) — уметь сформулировать и поставить задачу, найти исполнителей,
проконтролировать и принять результат. Для этого нужно на базовом уровне
разобраться в теме — в финансах компании.
Хорошо, когда в компаниях есть партнер или топ-менеджер с
финансовым образованием либо хорошо разбирающийся в теме, и он берет этот блок
вопросов под свой контроль. Если такого человека нет, спрашиваем себя: кто главный заказчик порядка в финансах и
потребитель финансовой информации?
Правильно, руководитель
компании — он же в малом и среднем бизнесе зачастую и владелец /
совладелец.
Отрывок из книги «Как навести порядок в финансах компании»
Автор Снежана Манько
Комментариев нет:
Отправить комментарий