понедельник, 13 апреля 2020 г.

Финансы — это не бухгалтерия



Одно из частых заблуждений предпринимателей: «Все, что связано с цифрами, любой показатель, который мне нужен, должен знать и считать бухгалтер».

Бухгалтер — тот финансовый специалист, с которым предприниматель (владелец или руководитель компании) сталкивается в первую очередь. Он появляется в компании на самых ранних этапах развития бизнеса и выполняет свои основные задачи по взаимодействию с контролирующими органами (налоги, отчетность, регламентированная государством). И он совсем не обязан считать, планировать, анализировать то, что не относится к его прямым компетенциям, то есть управленческую отчетность и прочие финансовые и нефинансовые показатели.

В итоге у руководителей небольших компаний возникают нарекания в адрес бухгалтера: «Мой бухгалтер некомпетентен, этот отчет у него неправильный, тот отчет не ведется. Бухгалтер не справляется. Предыдущего мы уволили. Нового поставили. Ничего  не  поменялось». Меняются бухгалтеры, результат не  улучшается.


Почему так?
Финансы — это не бухгалтерия. Финансы — это планирование, управленческий учет, контроль и анализ реального экономического состояния компании для управления ею.
Финансы — это все, что связано с деньгами компании (планирование, учет, контроль, анализ). Функционал в области финансов компании довольно внушительный, сгруппировать его можно по таким направлениям: бухгалтерия и налоги, управленческий учет и отчетность, финансовое планирование, финансовый анализ, финансовый менеджмент, финансовый контроль.
Кому из сотрудников делегировать подобные задачи? Это вопрос любого руководителя компании.

Кто же отвечает за финансы в компании в целом?
Не спешите с ответом. Это не бухгалтер и даже не финансовый директор. Отвечает за область финансов (внедрение системы учета и  контроля, итоговые показатели деятельности, отчеты и  результаты компании, финансовые решения) руководитель компании.
В малом бизнесе владелец компании и генеральный директор — часто одно лицо. Даже если директор наемный, его нанимает владелец компании. Поэтому в конечном итоге в качественной финансовой информации заинтересован владелец компании, он конечный заказчик порядка в финансах.

Финансист (назовем так сотрудника финансового отдела) — это наемный работник, который даст тот результат, который вы ему закажете и который сможете принять.
Вы нанимаете, например, руководителя отдела продаж и говорите: «Сделайте тысячу продаж в этом месяце» (или задаете целевой показатель выручки 3 млн руб.) — то есть ставите задачу. 

Если задачи отдела продаж вам ясны, вы их понимаете и чувствуете как директор, то что вы скажете финансисту? Какую задачу ему поставите?

Сделайте так, чтобы все считалось? Наведите порядок в финансах?
Он не  поймет. Почему не  поймет? 

Неужели он сам не  знает, что нужно сделать? Знает. Но  его знание и  ваши потребности могут различаться. Его знания могут быть избыточны или недостаточны для ваших потребностей. Да  и  как вы поймете, что результат достигнут?
Формулировка «у нас бардак, придите и сделайте порядок» не сработает. А так обычно и происходит постановка задачи. Как следствие, налицо отсутствие результата в компаниях малого и среднего бизнеса.

Вы можете поставить задачу так: составьте управленческую отчетность, внедрите бюджетирование, выполните финансовый анализ, найдите десять способов повысить прибыль компании и возьмите финансовый контроль на себя. 

Это уже более понятно.

А что конкретно? А конкретно вы хотите, чтобы в компании, например, ежемесячно по заданной форме составлялись три финансовых отчета и десять операционных отчетов, была разработана финансовая модель бизнеса и велись бюджеты на год или с разбивкой по месяцам.
При такой формулировке результат понятен и прогнозируем, остается только найти исполнителей с необходимыми компетенциями, чтобы его реализовать.

Функция заказчика (собственника компании, генерального директора) — уметь сформулировать и поставить задачу, найти исполнителей, проконтролировать и принять результат. Для этого нужно на базовом уровне разобраться в теме — в финансах компании.

Хорошо, когда в компаниях есть партнер или топ-менеджер с финансовым образованием либо хорошо разбирающийся в теме, и он берет этот блок вопросов под свой контроль. Если такого человека нет, спрашиваем себя: кто главный заказчик порядка в финансах и потребитель финансовой информации?

Правильно, руководитель компании — он же в малом и среднем бизнесе зачастую и владелец / совладелец.

Отрывок из книги «Как навести порядок в финансах компании»

Автор Снежана Манько

Комментариев нет:

Отправить комментарий