суббота, 11 июля 2020 г.

РАЗНИЦА ФУНКЦИЙ БУХГАЛТЕРА И ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА


Я часто провожу тренинги по планированию, по бюджетированию, по чтению финансовой отчётности и, как правило, на этих занятиях присутствуют только финансисты, бухгалтера и экономисты. 

Честно говоря, чтение финансовой отчётности, бюджетирование и планирование это не вопросы только финансистов и экономистов.
Самый оптимальный вариант для компании, чтобы на занятиях были руководитель, финансовый директор, главный бухгалтер и экономист.

Не надо путать бухгалтерский учёт с такой управленческой функцией как бюджетирование и планирование. Эти сферы пересекаются, но всё же эти сферы разные. Планирование и бюджетирование это одно, а бухгалтерский учёт это другое.

Давайте посмотрим на функции главного бухгалтера и функции финансового директора.




Иметь хорошего главного бухгалтера это счастье для компании. Такого бухгалтера, который бы не допускал ошибок и обеспечивал безопасность вашего бизнеса, обеспечивал бы отсутствие претензий со стороны налоговых органов, это счастье.

И повторюсь – функция планирования и построения бюджетов не является функцией главного бухгалтера. Он просто не может физически это делать. 90 процентов времени, бухгалтер работает на государство. Почему так происходит?

Во- первых, с точки зрения налогового кодекса, любой бухгалтер является агентом властей, засланный на ваше предприятие.
Он находится на вашем предприятии, чтобы контролировать ваши доходы и с этих доходов убирать некоторую долю и отдавать в бюджет. Вам бухгалтер, с точки зрения отчётности, не нужен.

Во- вторых, быстро меняющееся законодательство заставляет бухгалтера постоянно чувствовать замешательство, угрозу, страх упустить что-то важное и получить за это наказание.
С одной стороны на бухгалтера оказывается давление директора, а с другой стороны – давление налоговых органов. Работая в такой обстановке, бухгалтер нередко становится источником различных неприятностей.
Бухгалтер каждый день сталкивается с давлением, подавлением либо со стороны налоговых и контролирующих органов, либо со стороны руководства компании.
И если ему дополнительно дать ещё функцию планирования и ведения бюджета, то в нём неминуемо будут ошибки, упущения.

В- третьих, в обычной ситуации главный бухгалтер настолько сильно занят текущими делами, проблемами, что у него нет времени ни на какие другие дела. Его работа похожа на «крысиные бега», когда работаешь в бешеном темпе и каждый день работы такое же количество, что и вчера, позавчера….
А для процесса планирования нужно время, чтобы понять ситуацию, разобраться в ней, подумать, разработать разные методы…. У обычного главного бухгалтера на это времени не бывает.

В- четвёртых, бухгалтер работает с документами и ситуациями, которые происходили в прошлом. Он в настоящем времени регистрирует уже свершившиеся факты. А планирование и составление бюджетов, требует умения работать с будущим.
И это только несколько факторов, которые показывают, что планированием и ведением бюджета компании должен заниматься финансист, или экономист вместе с топ менеджерами всех отделов и директором во главе.

Почему необходимо обучать сразу всех – и финансиста, и экономиста, и руководителя, и топ менеджеров? 

Во-первых, они должны разговаривать на одном языке. В большинстве случаев генеральный директор и топ менеджеры не понимают, о чём им говорят главный бухгалтер и финансисты. А главный бухгалтер не понимает речи руководителей.

Во- вторых, когда на занятиях присутствуют все руководители, принимающие управленческие решения и главный бухгалтер, происходит очень быстрый процесс взаимопонимания. Генеральный директор знает как и что должно происходить, топ менеджеры знают как это будет реализовано, а финансисты имеют теперь доступ к тем данным, которыми владеет главный бухгалтер.

Таким образом, в этом случае процесс планирования и ведения бюджетирования в компании становится достаточно лёгким и прозрачным.

Такой формат работы позволяет за короткий период сделать такой большой объём работ, что некоторым компаниям на него требуется несколько лет. И всё это достигается за счёт правильной коммуникации, приобретения практических навыков и моментального внедрения их в бизнес.

Напишите, а в вашей компании есть финансовый директор?

Комментариев нет:

Отправить комментарий